10 малоизвестных инцидентов, связанных с космосом

Космические полёты невероятно опасны, они требуют мужества, граничащего с безумием (и это именно то, что у астронавтов имеется в избытке).

10 малоизвестных инцидентов, связанных с космосом

Мы все слышали о таких крупных катастрофах, как гибель “Challenger” или “Apollo-13”, однако эти трагедии были затменены другими несчастными случаями, которые оказались более странными и ужасающими. Следующие инциденты, произошедшие при выполнении космических программ, должны внушить нам ещё большее уважение к покорителям космоса.
1. Раздувшийся скафандр на «Восходе»

18 марта 1965 года на орбиту Земли был выведен советский космический аппарат «Восход-2». Его экипажу предстояло выполнить историческую миссию: совершить первый в истории человечества выход в открытый космос. Членами экипажа были космонавты Алексей Леонов и Павел Беляев. Сам космический корабль представлял собой двухместный аппарат, который создавался в спешке с целью опередить США. Он имел много недостатков, однако смертельная опасность возникла вовсе не со стороны корабля.

Вскоре после того как Леонов приступил к выполнению своей исторической миссии, он почувствовал, что происходит что-то неладное. Как только космонавт оказался в безвоздушном пространстве, его скафандр начал раздуваться. Руки Леонова свободно болтались в перчатках, что делало практически невозможным выполнение деликатной работы. Более того, раздувшийся скафандр стал настолько огромным, что космонавт не мог вернуться в шлюзовую камеру и был обречён оставаться за пределами космического корабля. Отчаявшись, Леонов выпустил из скафандра кислород, что угрожало ему смертью от удушья. Тем не менее, это позволило ему протиснуться в узкий люк. К счастью, он выжил, научив нас тому, как не следует делать космические скафандры.

2. Повреждение солнечных батарей на орбитальной станции «Мир»

В июне 1997 года беспилотный корабль «Прогресс» должен был произвести стыковку со станцией «Мир» для пополнения её запасов. Находившийся на борту станции Василий Циблиев с помощью бортовой телекамеры осуществлял дистанционное управление «Прогрессом». Оказалось, что телевизионные экраны не давали достаточно чёткого представления о скорости преодоления расстояния. Циблиев слишком поздно понял, что «Прогресс» и «Мир» сближались слишком быстро.

В конечном итоге корабли столкнулись, в результате чего были разрушены солнечные батареи, и появилась пробоина в корпусе станции. Космическая станция вошла в режим неконтролируемого вращения и стала терять кислород. К счастью, астронавт Майкл Фоэл смог восстановить ориентацию станции относительно положения звёзд и связаться со службами наземного контроля. Повреждённый отсек был отключён и загерметизирован, что позволило остановить утечку воздуха.

3. Смертельно опасная камера сенсорной депривации

Камера сенсорной депривации является самым распространённым испытанием для кандидатов в космонавты. Она предназначена для имитации крайней изоляции, возникающей при полёте в космос. Людей, проходящих данное испытание, на несколько дней оставляют в изолированной камере, лишённой всех внешних раздражителей (звуки, свет, запахи и так далее). Это неприятно, но и не особо опасно, если не считать случая, который произошёл в марте 1961 года.

В том месяце заканчивался срок десятидневного пребывания двадцатичетырёхлетнего космонавта Валентина Бондаренко в так называемой «палате молчания». Получив соответствующее распоряжение, он приступил к разгерметизации небольшого помещения, в котором было повышенное содержание кислорода (что соответствовало условиям пребывания на советском космическом аппарате). Чтобы удалить клей, при помощи которого были прикреплены медицинские датчики к его телу, Бондаренко использовал пропитанную спиртом салфетку. После использования он небрежно отбросил её в сторону. К несчастью, салфетка упала на спираль электроплитки и вспыхнула. Огонь мгновенно охватил всё помещение, включая самого Бондаренко. Несмотря на оказанную медицинскую помощь, через восемь часов молодой космонавт скончался от полученных ожогов.

4. Кто сказал, что молния не бьёт в одно и то же место дважды?

 

14 ноября 1969 года в небе над Флоридским космическим центром имени Кеннеди показались грозовые тучи. На это утро был запланирован запуск корабля “Apollo 12”. Несмотря на плохие погодные условия, чиновники решили, что ничего отменять не будут. Примерно через 36 секунд после старта они пожалели об этом.

В корабль ударила молния, хорошенько встряхнув астронавтов и отключив большую часть бортовой электроники. Члены экипажа как раз пытались решить возникшие проблемы, когда произошёл второй удар молнии и вывел из строя всё, что ещё оставалось работоспособным. Астронавты оказались в нескольких километрах над Землёй в полностью парализованном корабле.

Они обратились за помощью к Службе наземного контроля. Молодой инженер дал ребятам указание повернуть один скрытый переключатель. Управление было немедленно восстановлено, и миссия прошла без сучка и задоринки. В дальнейшем этому инженеру, Джону Аарону, пришлось принимать участие в спасении “Apollo-13”. В конечном итоге он стал руководителем Международной космической станции.

5. Трагические испытания

В начале 1960-х годов в США проводились испытания различных космических технологий, целью которых было обогнать СССР. В ходе одного из таких испытаний два лётчика-испытателя, Малколм Росс и Виктор Пратер, должны были подняться на воздушном шаре в верхние слои атмосферы в экспериментальных скафандрах.

За исключением нескольких мелких недостатков, пробный запуск прошёл гладко. Всё шло хорошо, пока испытатели не вернулись на Землю, где и случилась трагедия. После приводнения гондолы в Мексиканском заливе к ней был направлен вертолёт. Он прибыл и спустил трос, чтобы взять гондолу на буксир, но Пратер, который был с открытым гермошлемом, поскользнулся и упал в залив. Вода заполнила его скафандр и утянула на дно прежде, чем водолазы смогли добраться до него.

6. Гибель экипажа “Gemini”

На космических кораблях серии “Gemini” Соединённые Штаты отрабатывали различные технологии, которые в конечном итоге позволили кораблям “Apollo” достичь Луны. Но из-за секретности проводимых испытаний мало кто знает о том трагическом происшествии, которое случилось в один из февральских дней 1966 года.

На двух разных самолётах члены экипажа “Gemini” Эллиот Си с Чарли Бассеттом и Том Стаффорд с Джином Сернаном направлялись на завод “McDonnell” в Сент-Луисе (где строились “Gemini-9” и “Gemini-10”), чтобы пройти обучение на тренажёре. Погода над городом была пасмурной, и видимость оставляла желать лучшего, что крайне затрудняло посадку.

Стаффорд и Сернан решили сделать круг, чтобы зайти на взлётно-посадочную полосу под нужным углом, но Си и Бассетт продолжили движение по прямой. К сожалению, аэродром находился слишком близко к заводу. Из-за густого тумана Си въехал на своём самолёте прямо в то здание, в котором собирались космические корабли. К сожалению, оба астронавта погибли, но каким-то чудом корабли “Gemini” не пострадали, и программа была продолжена.

7. Газовая камера «Союз» — «Аполлон»

17 июля 1975 года в знак международного сотрудничества в деле освоения космоса произошла стыковка американского космического корабля «Аполлон» и советского космического корабля «Союз». Экипажи обменялись любезностями и провели экскурсии по своим кораблям. Всё шло по плану до тех пор, пока «Аполлон» не решил вернуться на Землю.

Проблемы с двигателем и вентиляционной системой вызвали заполнение спускаемого модуля токсичным тетраоксидом азота. Члены экипажа ничего не могли с этим поделать. Им оставалось только продолжать выполнение своей работы и надеяться на лучшее. Также положение усугублял тот факт, что во время приводнения капсула перевернулась, поэтому вода заблокировала воздухозаборники.

Чтобы не потерять сознание в токсичных парах, астронавт Том Стаффорд раздал членам экипажа кислородные маски. Посадочный модуль вскоре выровнялся. Как только люк был открыт, ядовитые пары быстро рассеялись, но едва не задохнувшийся экипаж две недели после этого провёл в больнице.

8. Крушение “X-15”

Майкл Адамс был пилотом высшего класса. Он получил множество наград за свои выдающиеся достижения, поэтому его не раздумывая выбрали в качестве участника программы подготовки астронавтов для Пилотируемой орбитальной лаборатории. Когда появилась угроза сворачивания данной программы, Майкл попросил руководство о переводе на работу над проектом “X-15”. “X-15” представлял собой гиперзвуковой самолёт, который летал на таких больших высотах, что тех, кто им управлял (включая самого Адамса), рассматривали не как пилотов, а как самых настоящих астронавтов.

Полёт Адамса 15 ноября 1967 года начался вполне благополучно, однако после достижения крейсерской высоты 80 километров возникли проблемы с электроникой. В результате самолёт потерял управление. Через несколько минут он вошёл в штопор со скоростью 5500 километров в час. Мастерство Адамса позволило ему выровнять сверхзвуковой самолёт, но он оказался в перевёрнутом пике, из которого не смог выйти правильно. Самолёт врезался в землю в калифорнийской пустыне со скоростью 6400 километров в час, пилот погиб мгновенно.

9. Космос – это место, где вам никто не сможет помочь…

В июле 2013 года астронавты на борту Международной космической станции (МКС) выполняли обычный выход в открытый космос, когда один из них заметил нечто совершенно неожиданное. Итальянец Лука Парминато почувствовал, что по его затылку стекает вода.

Озадаченный, но сосредоточенный на выполнении задания, он продолжал свою работу, пока вода не начала покрывать его лицо, ухудшая видимость. Он сообщил об этой ситуации руководителю полётом, который велел ему возвращаться на МКС. К этому моменту вода ослепила Парминато и заполнила его нос и большую часть ротовой полости.

Удивительно, но он сохранил хладнокровие перед лицом неминуемой смерти и сумел в одиночку, по памяти, найти дорогу к шлюзу. Товарищи Парминато помогли ему убрать воду, которая упорно не хотела отставать от его лица. Впоследствии было установлено, что причиной утечки стала вышедшая из строя система охлаждения, встроенная в шлем Пармитано.

10. Страшная гибель Владимира Комарова

Юрия Гагарина, первого человека, побывавшего в космосе, знают все. А вот имя его друга и коллеги космонавта Владимира Комарова известно не так хорошо, хотя его полёт был не менее запоминающимся.

В честь 50-летия коммунистической революции советское руководство решило устроить на орбите торжественную встречу двух космических кораблей. К сожалению, это означало, что корабли необходимо было построить в сжатые сроки.

Командиром первого корабля был назначен Комаров. Он знал, что если откажется, то вместо него полетит его друг Гагарин. Комаров дал согласие на полёт, хорошо понимая, что может не вернуться. 23 апреля 1967 года «Союз-1» с Комаровым на борту отправился в космос. Проблемы начались практически сразу же. Как и ожидалось, почти все системы работали со сбоями. От руководства последовал приказ прекратить полёт. При входе в атмосферу Комаров не смог раскрыть парашюты. Он летел к Земле с бешеной скоростью. Американским станциям удалось зафиксировать его последние отчаянные фразы: космонавт яро проклинал инженеров, пославших его на верную смерть.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
captcha
Генерация пароля