«Игра делалась на последние деньги». Как живут создатели World of Tanks

Никита Мелкозеров и Дарья Бурякина побывали в белорусской обители киберспорта.

«Представь, пол-Минска сидит и шпилит в наши танки!»

Громадина бизнес-центра «Волна» всеми своими 16 этажами тянется к в небо.

Если долго смотреть на табун бликующих окон, можно потерять равновесие и приземлиться головой в тротуарную плитку невдалеке от стоянки велосипедов. Она алеет не из-за эффекта, произведенного на случайных посетителей, а из-за просвета пластикового навеса.

В этом здании базируется минская студия разработки компании Wargaming, которая производит зверски популярную игру World of Tanks. Ее работники давно привыкли к масштабам здешних мест. Аборигенам более-менее пофиг на эффектные виды. Люди появляются на курилке, постоянно сменяя друг друга. Мысли гонят воспоминания о романе «Рабы Microsoft» Дугласа Коупленда или биографии Стива Джобса в исполнении Уолтера Айзексона. Под это дело во дворике появляется крепкий парень с яблоком в руке и приводит ассоциацию в полное соответствие.



– Иван, – представляется он нашему фотографу.

– Дарья, – представляется наш фотограф ему.

– Иван да Дарья.

– «Иван да Марья» слышал. «Иван да Дарья» – нет.

– Да ладно, не заморачивайся.   

Иван Живица работает в отделе маркетинга и соглашается стать нашим проводником по обители белорусского киберспорта.

– Комплекс называется «Волна», – начинает экскурсовод. – Это не мы придумали. Это владельцы. Компания арендует здание. Арендует целиком. Все этажи и кабинеты. Плюс еще несколько офисов конкретно в Минске. Всего же офисов по миру 16. Достаточно много. Сотрудников – тоже.  Порядка четырех тысяч, из них две тысячи – это Минск.

Компания базируется в Шабанах. Легендарном столичной микрорайоне, окутанном страстью маргинального флера.



– Ну да, место романтическое, – улыбается Иван. – Идея переезда в этот район изначально воспринималась не совсем радужно. Плюс здание еще достраивалось, так что нынешней аккуратности и близко не было. К тому же раньше сидели почти в центре – на улице Либаво-Роменской. Всего км от вокзала в сторону Лошицкого парка. Занимали там два здания. Но потом переехали сюда. Думали, что решили свою проблему по свободному месту. Но оказалось, не фига не решили. Хотя к району привыкли. Тут на самом деле здорово.

Мы поднимаемся на лифте, внутренности и двери которого стилизованы под продукты Wargaming. Главный из них – игра World of Tanks.

– Какой компания была до «Танков»?

– До «Танков»?.. Жили стабильно. Были небольшой компанией. Ну, как… Относительно небольшой. Даже средней. Со штатом 60-80 человек. Разрабатывали игрушки. Некоторые довольно успешные. Даже награды получали. Но успех был очень локальным, конкретно нишевым. И вот в какой-то момент наши руководители решили, что нужно создать MMO (массовая многопользовательская онлайн-игра). Как показало время, правильно решили. Просто раньше выпуск игры предполагал долгую производственную линейку от создателя к потребителю через издателя. Издатель занимался адаптацией продукта, его локализацией, заливкой на диски. Мы решили попробовать убрать это звено, которое кушало достаточно много денег и мешало развиваться. 2010 год. Интернет уже развился достаточно хорошо, что предоставило возможность донести продукт до конечного пользователя совершенно бесплатно.

По длинным волнистым коридорам плавно двигаются ребята на самокатах.



– Тогда, да и сейчас она не умерла, была популярна игра World Of Warcraft, – вспоминает экскурсовод. – Вот поначалу всем и хотелось сделать что-то подобное – эльфы там, орки всякие. Часть героев даже была нарисована. Но на одном из этапов разработки основатель компании Виктор Кислый дал разворот всему процессу. Ведь ранее у нас вышла довольно успешная игра «Операция Багратион», за которую мы что-то получили. Игрушка про освобождение Беларуси, после дополненная европейской версией. Там бои по большей части происходили на территории Франции. В общем, военный опыт у нас имелся. А с ним и знания, и накопленная литература в области Великой Отечественной войны. В общем, можно было смело переносить их на новый продукт. В итоге ребята нарисовали модельки танчиков, самолетов, пушек. И после задумались: почему бы не создать игру онлайн-жанра. Вот и придумали MMO про танки.



– Как?

– Как всегда, на кухне. Люди просто сидели, отдыхали, общались. У нас же все хорошее рождается в обсуждениях на кухне. Вот в ходе такого разговора и появилось предложение пробовать создать игру про танки. Предложение на то время довольно странное. Тогда все интересовались эльфами. Потому сильно удивлялись: «Какие танки? Что с ними делать?! Кто в них будет играть?! Кто захочет отождествлять себя с танком? Другое дело – эльф. Милый, красивый, потешный». Но все же решили рискнуть. По сути, игра создавалась на последние деньги. Проект довольно амбициозный.

Кофейный столик в кабинете отдела маркетинга завален тематическими ништяками. Книга о характеристиках ленинградских КВ-1. Флешки в виде танков.

– Все сильно удивились, когда тема по танкам стала заходить в целевую аудиторию, – продолжает Иван. – Люди скачивали игру через сеть, получали массу удовольствия и давали нам положительный feedback. Соответственно у разработчиков появлялся стимул трудиться еще лучше. И это только в период тестового режима. Изначально имелось желание пойти по старому пути, так что начался поиск инвестора. Правда, предложение никого не интересовало. Идею вообще никто не понимал: «Танки? Что это?» Совсем мимо. При том, что игрушки, в которых можно было управлять боевыми машинами, существовали задолго до нас. BattleField, допустим, давал возможность даже гонять на самолете. А мы тут только танк…

Дальнейший обзор кофейного столика маркетологов выявляет самолетный шлем. Петр Чех перепутал бы с танкистским и оценил бы.

– Для продвижения продукта представители компании отправились на выставку КРИ, – говорит Живица. – Но и там не поимели особого успеха. Эксперимент среди профессионалов принимался плохо, люди не верили. Только единицы давали положительные отзывы. Однако немного времени спустя игра появилась в сети. На стадии ЗБТ (закрытого бета-тестирования) онлайн стал собирать по 30 тысяч человек. Затем состоялся официальный выпуск и первая серия уникальных для Беларуси проблем, которые следовало решать. Допустим, многокластерность. Сервера просто не выдерживали потока желающих. Висли, перезагружались. В общем, пришли популярность и огромный спрос. Поэтому мы ввели кластеры, объединение серверов, что позволило установить рекорд Гиннеса. Более 190 тысяч человек играли на одном сервере и это только в RU регионе. Еще есть наш прошлогодний внутренний рекорд одновременный сеанс игры в исполнении 1 114 000 человек. То есть представь, пол-Минска сидит и шпилит в наши танки! Это просто невообразимо!

«Для продвижения игры нам нужен свой Майкл Джордан»

Двигаемся по рукаву долгого коридора в отдел киберспорта.

– Всем привет! – здоровается Ваня.

Относительно свободные сотрудники отвечают на приветствие. Кто-то занят глубоким созерцанием монитора, кто-то говорит по Skype, наполняя воздух английской речью, кто-то реагирует на просьбу фотографа дать больше света. Вообще, надо отметить, что все встречные в «Волне» люди оказались очень приятными.

– Мне переодеться? – взволнованно спрашивает парень Леша, который руководит отделом киберспорта по СНГ.

– Будут фотографии спикера? – интересуется Живица.

– Будут.

– Тогда давай.

Леша начинает искать пиджак в недрах шкафа. Оттуда их виднеется штук пять. Правда, все неподходящего размера. В итоге Леша звонит куда-то и просит принести ему нужную шмотку.

– Утром в танки играют примерно тысяч триста пользователей, – заполняет эфир Живица. – Вечером отметка поднимается до 600 тысяч. Зимой играют больше. Зимой холодно. Зимой игроков больше во всех компьютерных играх, тем паче в онлайне. А летом солнце, море, отпуска. Можем переключиться на киберспорт. Или мы пока ждем? Алексей?

– Сейчас придет мой пиджак.

– Ты же можешь говорить без пиджака?

– Могу. Но фоткаться будем в пиджаке.

– Отлично.

Леша немного суетится, но когда начинает вещать по своей теме, выдает в себе человека чрезвычайно увлеченного.

– Смотри, я руководитель отдела киберспорта по СНГ. Так называемого ру-региона. Задачи у нас простые – проводит турниры и League.

Если вдаваться в детали, мы занимаемся развитием competitive-направления во всей компании. Все, что связано с соревновательным духом, игровым опытом и командным взаимодействием, – это наше. Корабли, самолеты, танки – во все можно соревноваться, если хочется аудитории. В общем, мы – отдел, призванный удовлетворять эту надобность. Понимаешь, основа киберспорта – его дворовая составляющая. Grassroots по-английски. Игроки, которые заняты процессом для удовольствия. О, здравствуйте, – девушка в красивом платье в пол принесла пиджак. – Спасибо. Так вот, игроки, которым интересно расти, продвигаться по какой-то киберспортивной лестнице, формируют Grassroots. Наша задача – создать ясную и четкая мотивация, чтобы увеличить жизнь игрока. И это приводит нас к вопросу «Зачем вообще нужен киберспорт».

– Зачем?

– Компании он нужен по очень простой причине. Все издатели-миллионники (производители продуктов, в которые играют от миллиона пользователей) ориентированы на удержание базы своих игроков. Про увеличение не говорю. Очень сложно множить то, чего и так много. Это теория больших чисел. Сложно прирасти, когда у тебя огромное комьюнити. Поэтому нужно его удерживать. Количество регистраций в World of Tanks достигает ста миллионов по миру. Чтобы пользователь долго жил в игре и хорошо себя там чувствовал, ему нужна мотивация. Именно киберспорт ее обеспечивает.

Кабинет отдела киберспорта – огромная светлая комната. Стены со вкусом украшены майками с принтами проводимых ребятами событий. Все они затворены в багетные рамки, которые геометрически аккуратно заполняют стену.

– Самая простая мотивация – обновление контента, патчи и т.д. – воодушевляется Леша. – Так, допустим, живет World Of Warcraft и другие игры на рынке. Но их контент очень быстро поглощается юзерами. То есть команда разработчиков на протяжении года создает контент, который профессиональный игрок потребит за месяц. Получается, производственный цикл не успевает за нуждами пользователя. А тот в отсутствие контента начинает скучать и уходит. Значит, сокращается жизненный цикл игрока.

Каждое помещение «Волны» уже обжито. Обитатели обозначают свое присутствие различными дипломами, статуэтками и прочими украшательствами.

– В киберспорте все намного веселее, – продолжает Леша. – Есть такое понятие UGC (User Generated Content). Контент, создаваемым самими игроками на базе платформы, которую им предоставляет издатель. И киберспорт – это  очень-очень хороший пример UGC. Условия игр всегда одинаковые, но за счет юзеров сценарии всегда разные. Человек – не бот, не реагирует по заданной схеме, каждый раз действует по-новой. Поэтому каждый раз мы получаем уникальный опыт.

Дальше собеседник уходит в тему мечты миллионов. Wargaming заинтересован в профессионалах. Эти люди демонстрируют свои скиллы и привлекают дополнительное число новых пользователей либо мотивируют уже существующих на прокачку. Компания ценит таких ребят. На их годовой зарплатный фонд выделяется 350 тысяч долларов. С геймерами подписываются контракты. При этом среди них довольно мало школоты. Допустим, одной из самых сильных танковых команд руководит 42-летний рижанин с характерной фамилией Кутузов. Бывший спортсмен долго испытывал ломку по соревновательному азарту и отыскал ее в белорусских «танках».

– Для продвижения игры нам нужен свой Майкл Джордан. Но ему надо откуда-то расти. Условно – погонять в танке, сидя в Малиновке. Поэтому мы выстроили две пирамиды, которые пересекаются и создают своеобразные песочные часы. Смотри. Первая пирамида – традиционной формы. Внизу – масса игроков, которые задействованы в случайных боях. Выше – более профессиональный режим командных боев. Еще выше – игроки, которые задействованы в Ладдере. Это командные бои с системой рейтингов и турнирными таблицами. После этого можно попасть League – это еще меньший круг людей. Пирамида сужается к своей вершине. На ней Gold Series. Там люди получают заработные платы. Их задача – показывать свой игровой опыт игрокам, которые располагаются чуть пониже. Вторая пирамида – перевернутая – формируется зрителями. Чем профессиональнее игроки – тем больше у них аудитории. Все-таки мы занимаемся трансляциями наших боев. Допустим, недавний финал посмотрело чуть больше двух миллионов человек в сети. И знаешь, зрительская аудитория растет.

Как увлеченный человек, Леша говорил довольно долго. И наговорил на интервью по теме киберспорта, которое выйдет чуть позже и прояснит, почему бои World of Tanks имеет больше прав называться спортом, чем матчи чемпионат Беларуси по футболу.

«Только на китайском сервере можно играть золотым танком»

На нашем проводнике отнюдь не пиджак – удобная байка мышиного цвета с лейбой телеканала National Geographic.

– У National Geographic есть спецпроект Megafactories. Одна его серия была посвящена Wargaming. Два года назад снимали. Вот мне и удалось отжать одну баечку себе. Старая шмотка, но никто меня за нее не ругает. В компании вообще мало людей, которые ходят в костюмах. Да, у пацанов из отдела киберспорта есть пиджаки. Они их пошили, взяв пример с ребят, которые делают FIFA в EA Sports. Это часть бренда. Это надо. В отделе маркетинга тоже есть пиджачки. Но, как видишь, я…

– Гоняешь чисто по National Geographic.

– Ну, да :). Параллельно продвигаю прикольный канал. В общем, нет у нас дресс-кода. Есть только пожелания по внешнему виду. Просим сотрудников выглядеть адекватно. Да, в Wargaming работают девушки с голубыми волосами и десятью сережками в одном ухе. В принципе, здесь это нормально. Просто когда такая девушка дает интервью на камеру, мы просим одеться более презентабельно. И это никак не ущемляет работников.

– Вокруг довольно много ребят в комуфляже.

– Тебе кажется, их не так много. И это не какая-то корпоративная фича. Просто каждый решает для себя, в чем ему ходить. Если людям удобно в хаки – это отлично.

– Слушай, а у вас работают реальные танкисты?

– Некоторые сотрудники служили. На танках в том числе. Я, кстати, служил связистом. Но, вообще, совершенно не обязательно быть танкистом, чтобы делать World of Tanks. Кстати, со стороны служащих к нам нет претензий. Типа: «Я на танке отслужил, а эти геймеры тут придумали себе игру». Нет. Пять лет назад День танкиста отмечали только профессионалы и бывшие срочники. Теперь же (благодаря нам) это международный популярный ивент. Смотри, это наши переговорки. На стенах изображены карты из игры.

Стол установлен на противотанковых ежах. Все стилизовано. В коридорах скриншоты из игры.

Всякие приколы мотивационного характера. Допустим, «Да здравствует онлайн-авиация!» Немножко поигрались при оформлении. Пойдем дальше.

Мы попадаем в отдел, в котором занимаются разработкой моделей танков.

– Паша, привет, – здоровается Живица. – Мы не займем у тебя много времени. Покрути нам танк какой-нибудь. Покажи, расскажи.

Паша – парень с добрым лицом, очерченным рыжей бородой, всматривается в широкий забор из двух мониторов и ищет нужные папки в Total Commander. Пока все это происходит, экскурсовод выдает очередную порцию информации.

– В игре представлено более 300 моделей танков. Все они достоверные и исторически правильные. У нас работает около 30 историков. Проходит большое количество согласований по каждой модели. И все это нужно красиво и правильно нарисовать и интегрировать в игру. Сейчас Паша все расскажет.

– Паша, расскажи, пожалуйста.

– Вот смотри, советский танчик, – отыскивает нужный файл Паша. – Машина, работая с которой мы наиболее углубились в плане исторической достоверности. Даже провели сканирование реально существующего танчика. Давай объясню тебе производственный цикл. Все начинает с архива. Мы ищем разные достоверные чертежи и компилируем их в один рабочий и удобный для чтения. На его основании рисуется танк, который используем в игре. Я показываю тебе заводской чертеж, который мы отсканировали.

Знаешь, как бывает: порой берем музейный аналог, а он оказывается недостаточно историчным. Основных причин две. А) Реставрация в музее проводилась неправильно. Б) Модификация могла произвестись после Второй мировой войны. А поскольку мы взяли какой-то определенный период времени, то материалы ищем именно под него.

Для нас допустим зазор в наклоне брони на пару градусов. Расхождения в размерах – на несколько сантиметров. Хотя бывали случаи, когда у одного танка левый и правый борта могли отличаться на 20 см ввиду того, что во время войны сборка велась в духе «как можно быстрее». Да, порой техника отходила от чертежа довольно серьезно. Это конструктивные косяки, которые мы учитываем. Тот же Т-34 в течение войны очень сильно модифицировался. Поэтому разработчики заявляют танки, указывая конкретный год производства.

Правда, периодически игроки находят референс, который не совпадает с нашим. Тогда начинается недовольство. Хотя все объясняется разными годами выпуска машины. Вообще же, есть слой игроков, который за абсолютную историческую достоверность. Вплоть до количества болтов.

Обычно сложнее всего воссоздавать технику, которая существовала только в рамках задумки или одного макета. Однажды я делал британский танк по единственной черно-белой фотографии деревянной модели. То есть машина разрабатывалась, даже модель была приготовлена, но в итоге процесс дальше не пошел. Пришлось сидеть с историком, долго смотреть на фотографию и воспроизводить лобовую деталь, потому что она была нехарактерной формы.

В разговор включается Живица.

– Наши модели могут быть даже правильнее музейных. Сейчас мы переводим их в HD качество и уделяем еще большее внимания детализации. Штатные историки каждый день ходят на работу. Естественно, формируется большой объем уникального материала. Мы помещаем его в книги. Там процентов 30 информации вообще уникальны. Ведь в той же Википедии не всегда написанное совпадает с исторической правдой.

– Откуда вы берете информацию?

– Знания штатных историков. Их работа в архивах. Запросы в КГБ. Иногда покупки.

– Как вы работаете с КГБ?

– У этих ребят есть архив, – включается Паша. – Часть материалов со временем рассекречивается. Понятно, что после Второй мировой войны вся задействованная в боях техника была не расшаренной и информация по ней хранилась в глубоких архивах, представляя военную тайну. Спустя многие годы секреты, понятно, перестают существовать. Вот и мы и запрашиваем заводские чертежи.

– А что Wargaming покупает?

– Если какой-нибудь историк попал в архив и сумел сделать ксерокопию или поработать с оригиналом, а после архив был закрыт, естественно, информация становится уникальной, – поясняет Ваня. – Она нам нужна для игры.

– Хороший пример покупки предполагает уникальный музейный экземпляр, – дополняет Паша. – Если мы не имеем доступа к чертежным материалам, договариваемся с руководителями экспозиции, оплачиваем фотосет и фотографируем танк со всех сторон. Людям это надо. Чем больше они в игре, тем больше заморачиваются на деталях.

– Китайцы, кстати, настойчиво просили добавить в игру золотой танк, – улыбается Живица. – Вот очень им прям хотелось. Любят ребята яркие штуки. В итоге только на китайском сервере можно играть золотым танком, у которого был реальный исторический прототип. Для китайцев это знак высшего участия в проекте.

«Люди думают, у нас тут прямо как в штаб-квартире Google»

Продолжаем движение по громадине бизнец-центра, каждый этаж которого оснащен комнатами отдыха и переговорками.

– Ничего не повторяется. Комнаты уникальные. Можно зайти, отдохнуть, поиграть. Правда, это мало кто делает. Времени тупо нет. Я, допустим, ни разу не играл ни во что. Как-то сюда приходили ребята из на экскурсию. Комментарии потом были в духе: «Ай-йо, я думал, будет круче». Люди думают, у нас тут прямо как в штаб-квартире Google.

В «Волне» функционируют два тренажерных зала. Мужской и женский. В одном из них работает маленькая сауна. На каждом этаже есть мини-кухня с доступом к мелкому хавчику вроде печенек, кофе, чая, водички. Есть university. Место, в котором можно подтянуть английский или какие-то другие дисциплины прямо на работе.

– Какой у вас график?

– График есть, конечно, но конкретно зависит от рода твоей деятельности. Отдел Комьюнити, допустим, работает 24/7 в посменном режиме. Ребята отвечают на вопросы пользователей постоянно. Есть отделы, у которых график весьма условный. Время труда контролирует руководитель. Смотрит, насколько идет плотная загрузка, есть ли овертаймы и дедлайны, обязательные для соблюдения. Но чаще всего график ненормированный. Потому тут созданы условия для максимального комфорта сотрудника… Ладно, давай я тебе лучше расскажу о нашей новой фишке.

– Расскажи.

– Есть компания Google, которая заморачивается по виртуальной реальности. Мы тоже решили не отставать. Недавно провели совместную презентацию кардбордов. Все очень просто. Это коробочка из картона, туда вставлены линзы. Ты берешь кардборд, загружаешь специальное приложение на телефон, приложение коннектится к интернету, откуда закачиваешь нужное тебе видео, которое смонтировано специальным образом. В итоге ты погружаешься в виртуальную реальность. Можешь крутить головой, смотреть, что происходит. В конце неделе в танковом музее в Бовингтоне (Великобритания) будет проходить еще одна презентация. Мы будем раздавать желающим кардборды, на которых они смогут посмотреть наши танковые ролики и почувствовать себя виртуальными танкистами.

Кардборд, если что, выглядит вот так. Его нам продемонстрировал руководитель отдела Комьюнити Юрий.

– В плане традиционной матчасти наш отдел – связующее звено между игроками и разработчиками, – объясняет главный комьюнити-менеджер Wargaming. – Мы берем сложную техническую информацию от разработчиков и  понятно интерпретируем ее для нашей аудитории. В обратную сторону работает сбор большого количества feedback. Что понравилось, что не понравилось, предложения, как сделать так, чтобы понравилось, пожелания того же рода. Все это передается разработчикам для принятия решений.

– Насколько требовательна публика?

– Очень. Так что проводим много работы не только над историческим соответствием, но и над объяснением мотивов, которые вкладывались в решения разработчиков. Вообще претензий, как и везде, довольно много. В основном они касаются конфигурация компьютеров, оптимизации игры и ее баланса. Вещей, которые каждый ощущает по-разному.

Кабинет отдела Комьюнити тоже хорошо по части всяких музейных штуковин.

– Безусловно, хватает троллей, – продолжает Юрий. – Они, естественно, все разных категорий. Некоторые просто гонятся за отрицательной репутацией и используют открытую провокацию. Некоторые очень хорошо знают предмет и игру, оттого на протяжении нескольких лет выступают с постоянной критикой нововведений. Некоторые пишут ради фана. Публика разношерстная. В целом мы работаем с русскоязычной аудиторией. Она ревнивая. Если компания заявляет тестирование в другом регионе, ребята тут же начинают возмущаться: «Почему мы не первые?!»

В этом отделе очень любят печеньки и аниме.

– Чем занимаются все эти люди вокруг нас?

– Часть работает на форуме и общается с игроками. Комьюнити-менеджеры, чтобы было понятно, – это не модераторы. Модерацией занимается другой отдел. Мы же исключительно общаемся и собираем информацию. Есть ребята, которые работают с фан-ресурсами. Есть ребята, которые работают с организацией стрим-трансляций. Есть ребята, которые работают с сообществом моделистов. Недавно вот выделили двух человек для общения с клановыми сообществами.

«Можно почувствовать себя Брэдом Питтом»

Живица продолжает рассказывать про виртуальную реальность:

– Можно покататься на танке Fury из одноименного фильма с Брэдом Питтом в главной роли. В игре у нас, кстати, тоже был Fury. Фильм снимался в Бовингтоне, который я раньше упоминал. Мы принимали участие в его продвижении. Танк Fury можно было купить у нас за деньги или выиграть в конкурсах и на акциях. Он такой же, как в фильме. Один в один. Можно было почувствовать себя Брэдом Питтом. До этого работали с Кареном Шахназаровым и его фильмом «Белый тигр». В игре даже был специальный режим «Белый тигр». В центре карты стоял один танк с повышенными характеристиками, а на него перло 15 тридцатьчетверок. От них требовалось «вынести» этого «Белого тигра». Слушай, я еще никого не водил в отдел SMM. Хочешь?

– Хочу.

– Погнали.

– Приуээээт! – несется сразу с порога от обитателей кабинета.

– Можешь спросить у них что-нибудь про наши группы в соцсетях, – суфлирует Ваня.

– Расскажите что-нибудь про ваши группы в соцсетях.

– Про наши группы в соцсетях? Санек, ребята с сайта по спорту, можно инсайд узнать.

– Не, ребята, наш чемпионат плюс второй дивизион Франции и высшая лига Аргентины хреновее всего прогнозируются.

– Погоди, вот сегодня БАТЭ играет, – подключается Санек. – Можно ставить?

– БАТЭ стабильно скучная команда – победит.

– Можно ставить?

– Ставь. Что по группам в соцсетях? Как работает?

– Дружно, весело. Ведем все-все-все. В танковых группах у нас более трех миллионов подписчиков. Твиттеры, фейсбуки, инстаграммы, контакты, одноклассники…

– «Однаклассники»?

– Куда ж без них?! Чисто по СНГ работаем. Но вообще ничего необычного у нас нет. Ищем контент, придумываем его сами, работаем с аутсорсом и рекламой.

 

– Че ты такой скромный? – спрашивает Живица. – Сказал бы, что мы самая крупная игровая группа в «Контакте».

– Ну, если не считать мультигеймингов, то да. Самая крупная группа, посвященная одному бренду. Два миллиона триста подписчиков. Мы разделили аудиторию по интересам. Отдельно видео. Отдельно новости компании. Отдельно юмор – мемчики там всякие. Отдельно встречи. Отдельно Казахстан. Отдельно Узбекистан… Слушай, как рассказал тебе, так оказалось, что у нас действительно что-то есть необычное в работе :).

SMM-щики клевые. БАТЭ, кстати, выиграл.

«Поставил кастрюлю, победил кого-то в «Танки», поел пельменей»

– Ребята, тут скользко! Аккуратнее! – командует уборщица, пока мы собираемся брать новую высоту.

– Спасибо-спасибо, – послушно благодарят пробегающие сотрудники. Авторитет уборщиц трудно объясним, но существует в любой сфере.

– Ваня, почему «Танки» так выстрелили?

– По многим причинам. Смотри, практически в каждом крупном постсоветском городе есть танк, который возвышается в каком-нибудь общественном месте на постаменте. Думаю, это формировало у многих мальчишек желание если не стать, то по крайней мере какое-то время побыть танкистом. Мало у кого мечта сбылась. И мало кто в нынешнее время согласился бы оказаться в танке по военной причине. Это стремно и неудобно. А вот порулить танком в компьютерной игре – это круто и фаново. Поэтому World of Tanks и стал мегапопулярным в СНГ.

Предупредительные надписи на дверях кабинетов доставляют.

– Плюс в 2010-м был кризис,–продолжает Ваня. – Многие конкуренты отвалились. Игра к этому времени уже была готова и не требовала больших вложений. Более того, была не сильно требовательная к железу. Плюс за участие не обязательно платить. Ты играешь до того уровня, пока тебе самому не захочется вкладываться. Многие называют это «православным донатом». То есть захотел – заплатил. Нет – так нет. Заставить, конечно, можно. Но вопрос–нужно ли? Это единовременная выгода, после которой от тебя все отвернутся.

Еще раз: предупредительные надписи на дверях кабинетов доставляют.

– Смотри, вот тут отдел Offline Events. Работников этого отдела ждут везде, как Деда Мороза. Видишь, их чемоданы. Ребята почти каждые выходные путешествуют. На карте города, которые они посетили. Список ближайших выездов просто огромный. Все потому, что мы очень плотно работаем со своим community. Это значит, приезжаем в города и устраиваем различные мероприятия. Аудитория – от некольких сотен до 15 тысяч.

То есть существует отдел Community, который общается online, а отдел Offline Events делает то же самое только offline. Вот третьего мая праздновали 70-летие Победы в «Олимпийском», в Москве. Ведущей у нас была Яна Чурикова. Собрали одиннадцать тысяч человек, позвали ветеранов, сделали «небольшой» флеш-моб на трибунах. Выложили надпись «Спасибо за победу».

Отдел Offline Events преисполнен поделками. Фанаты игры делают их и отправляют посылки в Минск. Значки.

Модели.

Подушки.

Носки.

Тапки.

Не по теме БДСМ-ми-ми-ми в виде единорожки, прикованной к столу наручниками.

Заведующий складом мерчи, отдаленно напоминающий рэпера Ноггано, и упоминание рифмоплета поискуснее.

– Как ты реагируешь на стандартную претензию, мол, дети головой в компьютере все время, – вопрос Живице.

– Наша игра приятно отличается от других подобных проектов сессионными боями. Максимум – 15 минут. В среднем бой длится семь-восемь минут. Семь-восемь минут – пельмени, наверное, варятся дольше. Поставил кастрюлю, провел бой, вернулся и поел. Когда был популярен World of Warcraft, игроки собирались по ночам, ходили в рейд в данж, играли «до победы», а на следующий день шли с красными глазами на работу. У нас все намного проще. Заходишь, проводишь пару боев, получаешь удовольствие, идешь отдыхать или заниматься домашними делами. Для некоторых наша игра – возможность снять стресс. Это, думаю, лучше, чем пойти и «пропасть в гараже». Кино посмотреть и расслабиться – полтора часа. В танки поиграть – полчаса. Мы – достойная вариация культурного отдыха.

Плюс это отдел, который вообще-то вытягивает людей из-за компьютеров, призывает их собраться вместе и сходить на мероприятие. Допустим, в прошлом году на День танкиста мы собрали 15 тысяч человек на «Линии Сталина». Свежий воздух, музей, время, которое можно провести с пользой и интересом с родными и друзьями. Плюс часть наших конкурсов – офлайновые. Недавно игроки активно рисовали танки на асфальте, сейчас делают их из песка. Зимой, кстати, из снега. Эпично получилось. Два года назад ребята с Украины собрались сделать сверхтяжелый танк Маус. Поставили две фуры, засыпали между ними снег экскаватором, потом лопатками начали выделывать танк реальных размеров. На такую машину из снега нужна примерно неделя работы.

«Для работы в Wargaming не обязательно быть задротом»

Спускаемся к ресепции, на которой сидят два серьезных дядьки и всех стерегут. Карточка сотрудника – самая важная вещь в «Волне». Без нее нельзя на этажи ни зайти, ни выйти без проводника.

– Ваши руководители находятся в Кипре.  

– Да, в Беларуси у нас административный и функциональный центры. Тут принимается большинство решений. На Кипре же работает топ-менеджмент. Там наш финансовый центр. А вообще, я на Кипре никогда не был.

– Я тоже. Государство вас никогда не трогало?

– У нас полное взаимопонимание. Налоги платятся, работа кипит.

Приходим в столовку.

– Один из наших ништяков, которые составляют соцпакет. Есть крупный соцпакет. Идешь в тренажерку, оплачиваешь ее услуги, берешь чек, приносишь сюда – тебе возмещают траты. Зимой на этажах закрываются курилки. Тоже типа ЗОЖ. В столовой же работает мелкий соцпакет. Ты с этой вот карточкой идешь питаться. Она дает 50 процентов скидки. Обед у нас, кстати, с 12:00 до 16:00. Каждый в зависимости от занятости может спуститься в столовую во время этого окна. Такого, чтобы все в одночасье восставали табуном и пошли есть, нету.

Если бы такая работала в моей школе, может, я бы лучше учился. Рядом – модель самолета. Во время обеда сотрудники Wargaming могут смотреть либо на модель, либо на мониторы.

– Крутятся бои по «Танкам», – поясняет Ваня. – Или другой контент с YouTube.  Не только исторический, но и что-нибудь про нагибалово.

Приближаемся к танку. Он ненатуральный. Реплика, сделанная на линии Сталина.

– Для того, чтобы работать в Wargaming, не обязательно быть задротом, игроком какого-то безумного состояния, – говорит Живица. – Скорее, нужно просто разбираться в продукте. Во время работы ты можешь спокойно запустить «Танки» и начать играть. Никто не станет делать тебе замечание: «Хватит херней страдать!». У нас это называется изучать продукт.

Да, большинство сотрудников компании играют в «Танки». Но это не обязательно. Зачем художнику нужен World Of Tanks? Художнику нужно хорошо рисовать. Это главное. Другое дело, если человек играет в «Танки», ему намного проще понять, что он рисует.

– Полгорода хочет у вас работать.

– Я думаю, это оправданно. Смотри, в IT зарплата выше средней по стране. Мы привлекаем к себе сотрудников из разных стран. Квалифицированных сотрудников, которых теперь очень не хватает в Беларуси. Три года назад меня принимали на работу 450-м по счету. Компания была в пять раз меньше. Сегодня только в Минске работает две тысячи человек, есть опыт и экспертиза. Если половина Минска хочет у нас работать, круто.

– Можно сказать, что перед кабинетами ваших HR-менеджеров стоят очереди?

– Наверное, да. Сейчас сократилось количество нанимаемых людей. Плюс в компании есть система ревью. Минимум раз в год ты встречаешься со своим руководителем по вопросу компетенции. В Wargaming не задерживаются люди, которые не проявляют инициативы или сидят счастливо на стуле и радуются, что попали сюда. Компания создает условия для работы и прогресса и хочет получать результат. Условия, как ты видишь, хорошие. Результат тоже радует.

Ваня уходит на очередную презентацию. Мы остаемся наедине с танком. После тоже уходим. Танк остается ждать очередных пораженных здешней аурой посетителей.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля