ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

В 1950–1970-х годах Советский Союз был поголовно одержим трудовымэнтузиазмом. Это служило катализатором научно-технического прогресса. И,в частности, способствовало появлению оригинальных инженерныхразработок. В том числе и в автомобильной промышленности. Примером этомуможет служить любопытное семейство грузовых «Запорожцев» – ЗАЗ-970.

ЗАЗ-970: грузовой -Запорожец-

В начале 1960-х, когда Запорожский автомобильный завод еще носил звучноеимя «Коммунар», а знаменитый «горбатый» ЗАЗ-965 только прописался наконвейере, дальновидный главный конструктор завода Ю. Сорочкин убедилруководство предприятия в перспективности разработки семейства легкихгрузовых автомобилей, которых катастрофически не хватало в нашей стране.Поскольку заручиться поддержкой Совмина «Коммунару» не удалось, апредпочтения по производству и выпуску малотоннажников были отданыМоскве и Ульяновску, группа патриотически настроенных заводскихинженеров начала разработку легкого грузовичка ЗАЗ-970, так сказать, позову сердца. И за счет внутренних резервов предприятия. Любопытно, чторазработка и постройка машины велись в то же самое время, когда полнымходом шла работа по «официальному» ЗАЗ-966. Масла в огонь подлил мировойуспех немецкого Фольксваген Т1, родственного продукции из Запорожьясвоей «заднемоторностью». Кстати, один экземпляр гениального «вражьего»микроавтобуса был куплен заводом в качестве «настольной книги» ивсесторонне изучен на предмет концептуального заимствования. Первым из«могикан» в 1961 году стал бортовой грузовичок с основополагающиминдексом «970». За характерную форму кабины с укороченным капотомзаводские острословы прозвали первенца семейства «точилом». Меньше чемчерез год первопроходец уступил место модным в то время «бескапотникам».

ЗАЗ-970: грузовой -Запорожец-

Энтузиазм заводчан зашкаливал, поэтому ходовые образцы «пекли, какпирожки». Их делали по сверхнаглядным чертежам в масштабе один к одному,путем изготовления деревянных болванок, по которым выколачиваликузовные панели из стали. С целью добиться приемлемой жесткости кузоватолщину необходимого металла для силовой структуры автомобиля мучительноопределяли опытным путем. А для кузовного металла в 0,7 миллиметратолщиной сделали персональный заказ на соседней «Запорожстали». Понятно,что обходные и упрощенные технологии не позволяли говорить о«конвейерном» качестве кузова, но в целом оно было приемлемым. Дажепонятие дизайн было не чуждо украинским малотоннажникам.

ЗАЗ-970: грузовой -Запорожец-

Силовым агрегатом для 970-х служил V-образный 900-кубовый 27-сильныймотор от модернизированного 965-го с индексом «А». Который, кстати, настадии становления использовался для перспективного «ушастика» ЗАЗ-966.Коробка передач тоже стояла серийная. Запорожские грузовички имели с«параллельным» 966-м однотипную независимую подвеску всех колес: спередиторсионную, сзади пружинную. При создании грузового семейства инженеры,что называется, вошли в раж, поэтому в разработке оказались не толькозаднеприводные машины, но и их двойники с колесной формулой 4х4, имеющиеиндекс «971». И при этом семейство могло похвастать тремя типамикузова: цельнометаллическим (970Б/971Б), грузопассажирским (970В/971В) игрузовой платформой (970Г/971Г). Габариты малотоннажника определялисьтакими цифрами: длина 3400 мм, ширина 1320 мм, высота 1650 мм.Грузоподъемность машин составляла 350 кг. Объем грузового отсека уфургона с двумя членами экипажа равнялся 2,5 куб. м.

ЗАЗ-970: грузовой -Запорожец-

Расположенный сзади мотор ограничивал доступ через небольшую заднююдверь. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы преимущественнопроизводились с правой стороны, через двустворчатую дверь шириной целых94 см. Погрузочная высота заставляла напрягаться при подъеме поклажи,т.к. составляла практически полметра. Шестиместный микроавтобус имелскладные сиденья второго и третьего рядов. И поэтому отличалсяповышенной практичностью и универсальностью. С четырьмя пассажирами егогрузоподъемность составляла 175 кг. Как и у фургона, у грузопассажирскойверсии двигатель «присутствовал» в салоне довольно ощутимо, вследствиечего сиденья третьего ряда были раздельными. И размещены на удалениидруг от друга, потому что между ними находился сервисный люк для ревизиимотора.

ЗАЗ-970: грузовой -Запорожец-

В отличие от сугубо функционального фургона, в микроавтобусе былпредусмотрен вентиляционный люк в крыше. Своеобразные пикапы ЗАЗ-970Г иЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы (которые могли снабжатьсябрезентовым тентом) и предназначались для транспортировки пары человек и400 кг груза в таре. Любопытно, что и у этого варианта сбоку былираспашные дверцы. Только низкие, высотой с грузовой борт. Послевсесторонних испытаний на «натуральном полигоне» в окрестностяхЗапорожья, которые закончились положительными результатами, и доработок умашины появилось немало поклонников. В том числе и среди потенциальныхпокупателей – директоров различных организаций народного хозяйства.Маломощный мотор мог разогнать груженую машину всего лишь до 70 км/ч,однако для экспедиторской городской развозки товаров это было вполнеприемлемо. К тому же грузовой ЗАЗ мог похвастать скромным аппетитом,порядка 7,5 л.

ЗАЗ-970: грузовой -Запорожец-

Несколько автомобилей были рекрутированы на предприятия Москвы, гдетакже получили благоприятные отзывы. Лишь специфическая схема размещениядвигателя, со всеми вытекающими отсюда последствиями, смущалазаказчиков. С этой мелочью народ готов был мириться, но…завод не могосвоить выпуск двух моделей одновременно. Предпочтения отдали плановому966-му, а «внебрачный» проект 970 был закрыт.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля