ЛЫЖНО-КАТКОВЫЕ МАШИНЫ А.М.АВЕНАРИУСА

Вездеход этот создал Александр Михайлович Авенариус в середине 60-х годов прошлого века. Базовой машиной послужил ГАЗ-47 – горьковский послевоенный вездеход, сделанный на базе углов и агрегатов танка Т-70. Фактически, вездеход А.М.Авенариуса стал одной из первых из машин такого типа, построенных в СССР. Идея лыжно-каткового двигателя пришла автору еще в военном 1942-м году, еще тогда он хотел оснастить подобным движителем серийный полугусеничный ЗиС-42, но в условиях военного времени сил и ресурсов для этого не нашлось.

ЛЫЖНО-КАТКОВЫЕ МАШИНЫ А.М.АВЕНАРИУСА


ЛЫЖНО-КАТКОВЫЕ МАШИНЫ А.М.АВЕНАРИУСА


Хотя, идея сама по себе интересная, мало того, захватывающая. Одним выстрелом убивалось даже не два зайца, а целая полудюжина.

Во-первых, движитель этот многорежимный, причем переключение режимов происходит, в зависимости от условий движения, само собой – на твёрдой почве или плотном снежном насте лыжа скользит по каткам в два раза быстрее, чем движутся они сами.
На первом силовом режиме катки погружаются в грунт на такую глубину, при которой качение становится невозможным; они начинают проворачиваться (буксовать) в грунте — в этом случае скорость движения машины сравнивается со скоростью перематывания гусениц.
На втором силовом режиме, когда вездеход входит в менее плотный грунт, в котором катки, их оси и соединительные звенья гусеницы погружаются еще глубже, машина просаживается и начинает скользить на лыже, воспринимающей теперь большую часть нагрузки. Но глубже она не проваливается, как не проваливается охотник, идущий по рыхлому снегу на широких лыжах-снегоступах.
При самом тяжёлом, третьем, силовом режиме катки заклинивает, и гусеница, перематывая их, словно ступает, раз за разом упираясь ими в почву. Притом лыжа, а с нею и вся машина станет скользить по невращающимся каткам.
И при всем при этом вездеход еще и показывал лучшую проходимость, чем традиционные машины.

Оформив авторское свидетельство на свой движитель в 1947 году, Александр Михайлович долгие годы не мог добиться официального признания. Помог, практически, случай: идеями Авенариуса заинтересовался директор одного из новосибирских заводов Г.Ванаг, главные инженеры В.Слуев, М Сагалаев, инженеры и конструкторы Г.Никитин, И.Евдокимов, Л.Филатов, и другие энтузиасты. Они вместе с Авенариусом спроектировали и построили сначала модель с электроприводом, а затем и небольшую опытную машину КВ-1, которая была испытана с нагрузкой в 250 кг. Успех был полный, все расчетные параметры и концепции подтвердились полностью!

Игнорировать этот факт было уже просто невозможно, и в 1965 году на ЗИЛе вполне официально создали н проверили в деле второй экипаж, оснащенный ЛКГ, — амфибию ГАЗ-47АМА (инициалы изобретателя). Оказалось, что на глубоком снегу эта машина развивает тягу большую, чем серийный вездеход на гусеничном ходу, превосходит его в проходимости. Но официальный отчет почему-то завершился отрицательным заключением, и явно перспективную машину попросту … разобрали!!
Вероятно, это случилось потому, что ЗиЛ в те года уже разрабатывал (несколько иного принципа) машину совершенно аналогичного назначения ПКУ-1. Чужая разработка, да еще потенциально более сильная, была заводу совершенно не нужна.

Лишь после того, как Авенариус рассказал о своем изобретении научному совету Института гидродинамики Сибирского отделения АН СССР, ему наконец разрешили сотрудничать с новосибирцами уже на законном основании. Получив официальную поддержку и нормальное финансирование, А.М.Авенариус, однако, не начинает сразу строить монстров, а обкатывает идеи на безотказном КВ-1, экспериментирует с диаметром и шагом установки катков, пробует применять надувные катки вместо монолитных. Машина же, тем временем, бегает с полным успехом, наматывая сотни километров по самым безумным ландшафтам, старательно подтверждая теоретические выкладки.

А в 1974 году на трассу вышел ГТ-ТК. Этот десятитонный вездеход с 320-мм катками создали на базе гусеничного транспортера ГТ-Т.
В 1975—1976 годах его серьезнейшим образом проверили на самых разнообразных маршрутах — сначала под Новосибирском, потом в районе Нижневартовска, а завершили испытания на глухих болотах под Самотлором.
В августе — сентябре 1976 года вездеход преодолел 42 км грунтовых дорог, 155 км по шоссе с твёрдым покрытием, 213 км по мелколесью и болотам первой категории, 187 км по топям второй категории и проплыл 25 км. Вот фрагмент отчета об испытаниях лыжно-каткового аппарата на базе ГТ-Т (1974-75г.) в окрестностях Самотлора:
«Машина способна передвигаться по всем видам дорог, не нарушая покрытия, по проходимости превосходит серийный ГТ-Т, болота второй категории преодолевает более уверенно, чем ГТ-Т».
И это при том, что серийный ГТ-Т шел порожняком, а экспериментальный ГТ-ТК нагрузили двумя тоннами полезной нагрузки. В довершение же разгрома груженый ГТ-ТК неоднократно вытаскивал застрявшую серийную машину!

Отрывок из другого документа, относящегося к тому же периоду:
«Машина способна неограниченное количество раз проезжать по собственному следу, преодолевать уверенно впадины, кочки и остатки древесной растительности, лесные массивы с толщиной деревьев до 180 мм в диаметре»
Вот пятый “заяц” из заявленной полудюжины: лыжно-катковая система позволяла машине кататься по асфальту совершенно без малейшего ущерба для дороги.
А шестой “заяц” – в почти идеальной экологичности движителя в условиях тундры – в отчетах испытательных рейсов зафиксировано, что вездеход с ЛКГ «способен повторно проходить по собственному следу до девяти раз», в то время как серийный ГТ-Т «при прохождении болот нарушает, «рвет» поверхностный слой торфа».
Этот факт трудно переоценить – ведь в тундре, где слой “живой” почвы не превышает нескольких сантиметров, оставленные гусеницами обычных машин следы не зарастают десятилетиями.

Отчего же не пошли в серию эти замечательные во всех отношениях машины? Вероятно, сначала тут “сыграла” советская экономическая модель, при которой инновационная продукция для любого завода, кроме оборонки, особо “не приветствовалась”, а потом присоединились проблемы 80-х, когда не до новинок стало уже всем.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля