черт побери
чертовски развлекательный сайт

История одного автобуса – КАвЗ 3100 “Сибирь”

 

Этот пост должен начинаться с аршинных букв красного цвета: это НЕ ЛиАЗ-677. При всём внешнем сходстве и определённой унификации — это совершенно другая машина, его несбывшийся “младший брат”, созданный на Курганском автобусном заводе и так и не дошедший до серии.

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Но обо всём по порядку.
Когда Андрей был маленький, с кудрявой головой — была у Андрея огромная пачка советских журналов “За рулём”. И в одном из номеров от 73 года натыкается он на фотографию автобуса, который выглядел одновременно знакомым и странным…

История одного автобуса - КАвЗ 3100

В середине 60-х Курганский автобусный завод надеялся занять пустовавшую нишу автобуса для небольших городов, размером больше ПАЗика, но меньше будущего 677го ЛиАЗа. Так возник проект “Сибирь” — автобус, напоминавший 677-й ЛиАЗ, но короче него, а в отличие от “деревянного” и деревенского ПАЗика — с гидромеханической коробкой передач, пневмосистемой, с двигателем ЗИЛ и на мостах Raba — полноценный городской автобус, уже совсем не доярок возить (:

Путь в серию выдался нелёгким: с 1963 по 1977 годы было построено 9 опытных образцов разных серий, а для города Кургана завод изготовил пилотную партию из 20 автобусов. Однако, проект всё-таки был “зарезан”: советские экономисты решили, что две похожих машины держать на конвейере — невыгодно, народному хозяйству нужно много простых и дешевых “коробочек” на грузовых шасси ГАЗ, ЗИЛ — не готов поставлять комплектующие ещё и КАвЗу, а повальный дефицит городских автобусов (так и не решённый к моменту распада СССР) можно закрыть увеличением выпуска больших 677х ЛиАЗов и импортом “Икарусов”. На том о проекте позабыли, а построенные образцы, один за другим, канули в Лету, и в наши дни, казалось бы, считались утраченными…

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Но одна машина всё-таки дошла до наших дней. В садоводстве “Синтез”, что близ Кургана, на противоположном от города берегу реки Тобол, местные любители неожиданно нашли странный и удивительный сарай: в этом качестве там служил единственный построенный образец 1973 года, специально подготовленный для экспонирования на выставке “Автосервис-73” в Москве. Именно эта машина и мелькнула на фотографиях в “За рулём”, и именно он — самый необычный, и естественно, уникальный во всех смыслах.

Родной завод оповестили о находке, но какого-либо интереса к ней на КАвЗе не проявили; московский музей Мосгортранса, по слухам, согласился принять машину, если её кто-нибудь привезёт в Москву (здесь смайлик). Музей петербургского “Пассажиравтотранса” не смог “пробить” выкуп этой машины, так как автобусы этой модели не испытывались, и тем более, не эксплуатировалась в Ленинграде, а операция по спасению и эвакуации обошлась бы в очень и очень весомую сумму. В общем, шли годы, сарай занимал своё место в садах, а редкие разговоры о находке не имели под собой почвы — отдельные безумные умы даже предлагали не парить себе мозг и запилить реплику “Сибири” на основе 677го.

Тем временем, мальчик Андрей, по-прежнему с кудрявой головой, вырос. В двадцать с хорошим гаком лет он сидел тихонько в гостях у Дениса Дементьева, соавтора кучи книжек, включая серию “Автобусы пятилеток”, и пил чай, а разговор как-то зашёл за курганскую “Сибирь”. И тут выясняется: “Сибирь” вытянула свой счастливый билет. Сорок лет спустя именно этот “эталонный образец” был куплен московским коллекционером, который решил прособирать коллекцию разного рода автобусного эксклюзива. И главное — бывший сарай, будущий экспонат, держит свой путь на Москву, и прибывает в реставрацию, что характерно, следующим днём! Такого шанса упускать было нельзя, и связавшись со владельцем и компанией, следующим утром я держал свой путь в Ликино-Дулёво — автобусную столицу России (:

Таким он прибыл в Ликино:

История одного автобуса - КАвЗ 3100

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Кузов снимали с фуры при помощи крана, а в процессе — ставили на специальные тележки под колеса, чтобы закатить на них в бокс, не спуская на землю.

Весь процесс разгрузки из кузова сыпался мусор, в основном — накопившиеся за последние сорок лет водочные бутылки))

История одного автобуса - КАвЗ 3100

История одного автобуса - КАвЗ 3100

В кабине, естественно, полный дестрой; от агрегатов — одни слабые воспоминания:

История одного автобуса - КАвЗ 3100

В салоне — немногим лучше; зато сохранилась пара сидений для образца и оригинальная дерматиновая обивка на потолке, которая будет воссоздаваться.

История одного автобуса - КАвЗ 3100

История одного автобуса - КАвЗ 3100

В боксе. Левый борт намекает на масштабы разворачивающейся авантюры))

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Так, “Сибирь” отправилась в реставрацию. Почему Ликино-Дулёво? Потому что здесь действует небольшая мастерская, которая принадлежит ветеранам ЛиАЗа, чьи знания и опыт сомнениям не подвергаются (:

Основной их профиль — реанимация битых, сгнивших, завязанных узлом и погоревших современных ликинских автобусов, но для человека, который приобрёл эту машину, сделали исключение и приняли в работу уже второй его старый автобус.

От декора на морде осталось немногое; видно, что она переделана из серийных ”ЛиАЗовских” панелей.

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Прошло полгода. Как-то между делом от владельца прилетает пара фотографий, присланных из Ликино исполнителями работ по КАвЗу-3100. Тут уж думать некогда — руки в ноги и бегом, в Ликино, смотреть))

Зрелище, конечно, по меньшей мере потрясающее:

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Двери сохранились в первозданном виде, но пока что — в окраске, ожидают установки. Остекление с рамами сейчас изготавливают на заказ.

Весь декор воссоздан заново, под заказ, на основе сохранившихся фрагментов и архивных фотографий.

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Задние фонарики на этом 3100 располагались совершенно иначе, чем у ”старшего брата”

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Салон уже заканчивали обшивать по новой; в работе — сиденья, остекление, двери. Необычная перегородка — три окошка, а-ля ЗИЛ-158

История одного автобуса - КАвЗ 3100

В корме — прямо привет ПАЗику: то, что называют ”гроболюком”, для погрузки носилок в случае войны

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Необычные кожухи привода дверей: сверху, а не снизу, как на 677

История одного автобуса - КАвЗ 3100

В кабине пока что пусто. В планах — разобраться с ГУРом, а в дальнейшем — комплектация агрегатами

История одного автобуса - КАвЗ 3100

На основе архивных фотографий воссоздана не только окраска, но и разного рода декоративные детали

История одного автобуса - КАвЗ 3100

На момент визита заканчивали работы по окраске: маляр наносил недостававшие полосы на корму и водительскую дверь

Сейчас в завершающей стадии находятся работы по кузову. В будущем — задачи более сложные, и, увы, довольно небюджетные: автобус хотят и будут ставить на ход! Для этого уже куплен двигатель ЗИЛ-130 (пока без навесного оборудования), а в целом — потребуется скомплектовать трансмиссию (здесь гидромеханический “автомат” львовского производства, ЛАЗ-695Ж2, как на 677, но с другими карданами), построить с нуля пневмосистему (на неё завязаны подвеска, тормоза и вообще всё-всё-всё), и проложить всю электропроводку (сейчас мастера делают под неё заделы под потолком).

Поэтому — продолжение следует!

История одного автобуса - КАвЗ 3100

Автор публикации

не в сети 24 минуты

JOKER

Комментарии: 3Публикации: 18565Регистрация: 29-07-2015
Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
В личный кабинет
В личный кабинет
Загрузка...
Мы в социальных сетях