Эпоха акробатов. Часть3.Развитие идеи П П Шиловского. Гирокар Суинни (2 фото)

С погребением и последующей “эксгумации” гирокара П П Шиловксого, история гироскопической двухколесной наземной техники не закончилась. Дело П.П. Шиловского в области построения гирокаров продолжил Луис Суинни (Louis Swinney), американский инженер. Рекламная компания, посвященная раскрутке его проекта, представляла гирокар Суинни как «первый автомобиль с гироскопом в конструкции, который не наклоняется при поворотах».

Первая?

Эпоха акробатов. Часть3.Развитие идеи П П Шиловского. Гирокар Суинни-2 фото + 2 видео-

В 1961 году компания Ford представила шоу кар Ford Gyron. Правда, он не был действующим гирокаром: его просто показывали на автосалонах, как машину будущего. Но на Gyron вполне можно было установить маховик и гироскоп Бреннана или Шиловского — конструкция позволяла.
В 1962 году американский энтузиаст Луис Суинни на площадях компании Gyro Transport Systems построил гирокар Gyro-X. Дизайн разработал сотрудник Ford Алекс Тремулис (легенда авангарда в автодизайне), а гироскоп — инженер Томас Саммерс. Лёгкая, очень скоростная машина, почти мотоцикл, не произвела впечатление на потенциальных инвесторов. Судьба её неизвестна — скорее всего, её уничтожили в том же году. Сохранилось лишь несколько фотографий и полная техническая документация, доказывающая то, что эта машина была способна на движение.
Естественно, американцы в данном случае пошли против фактов: на дворе стоял 1962 год, а первый гирокар продемонстрировал россиянин П.П. Шиловский, причем еще в далеком 1912 году.
Кар Л. Суинни носил название Gyro-X. Финансирование проекта осуществляла компания Gyro Transport Systems (в создании машины также принимали участие инженеры фирмы: к примеру, дизайн кузова разработал знаменитый инженер Алекс Тремулис, Alex Tremulis). Gyro-X – спортивный автомобиль, он должен был стать лишь «первой ласточкой» в серии машин на гироскопах, которую хотело запустить руководство Gyro Transport Systems. Все зависело от того, насколько успешной окажется «первая ласточка». К примеру, совершенно точно известно, что боссы GTS собирались выпускать «семейные» пикапы (на двух колесах, само собой).

Технические характеристики

Эпоха акробатов. Часть3.Развитие идеи П П Шиловского. Гирокар Суинни-2 фото + 2 видео-

Параметры гирокара Суинни были таковы: высота – 1,2 м, ширина – 1,06 м, масса – 843 кг. У автомобиля было два сердца – бензиновый движок на 80 л.с. и гироскоп весом 12 кг, разработанный Томасом Саммерсом-мл. (Thomas O. Summers Jr.).
Т. Саммерс-мл., кстати, к началу 1960-х гг. разработал и запатентовал более полусотни изобретений, как нельзя более тесно связанных с гиродинамикой. Гироскоп в машине россиянина Шиловского весил 600 кг. Почувствуйте разницу, как говорится. Гироскоп в каре Суинни ракручивал полуметровый ротор, маховик, таким образом, мог «выдавать» до 6000 об./мин., чем, собственно, и компенсировался недостаток в массе.
Машину Суинни можно было назвать торпедой, причем в буквальном смысле: узкая, с обтекаемым корпусом, она распарывала воздух, как торпеда распарывала бы водное пространство. Никакие четырехколесные конкуренты и мотоциклы не могли поспорить с этим концептом в плавности и быстроте передвижения: гирокар развивал скорость более 200 км/ч («четвероногий» собрат мог повторить этот результат только в том случае, если бы располагал двигателем в 320 л.с.).

Конструкция

Конструированию колес гирокара также уделялось громадное внимание (как и остальным составным частям этого проекта): в итоге они получились очень узкими и с овальным профилем, что минимализировало потери энергии при трении. Были у гирокара и вспомогательные колеса (по бокам, как и у машины Шиловского), которые убирались внутрь кара как шасси самолета, как только он начинал двигаться. Фактически, эти дополнительные колеса не были нужны Gyro-X, так как он мог стоять и передвигаться на самых малых скоростях и «на своих двоих»
Во время шоу на гоночных треках, на которых демонстрировался концепт, зрители могли наблюдать, как торпеда Суинни на бешеной скорости выполняет самые крутые повороты сохраняя при этом вертикальное положение. Кроме того, при перенастройке механизмом автомобиля, мог получиться следующий эффект: при повороте влево машина могла «заваливаться» на правый бок. Согласитесь, совсем уже фантастическая ситуация. Тем более в начале 1960-х гг.
Ротор стал как одним из самых главных плюсов автомобиля («потреблял» для раскрутки маховика всего 1% мощности ДВС), так и самым явным минусом. У Gyro-X была большая «роторная» проблема – проблема раскрутки данного механизма. Как минимум, водитель должен потратить порядка трех минут на то, чтобы раскрутить ротор до нужной скорости (то есть такой, которая обеспечит работу малого по массе гироскопа). Таким образом, у торпеды Суинни был просто кошмарный недостаток: ни о каком «быстром старте» на ней и речи не шло.

Итог

Планы серийного производства Gyro-X так и остались лишь «на бумаге» боссов Gyro Transport Systems. Безусловно, двухместная машина потребляла мало бензина, развивала дикую скорость, но главный недостаток, связанный с невозможностью быстрого запуска, так и не был устранен. В итоге Америка выбрала четырехколесный транспорт. К тому же рекламная компания Gyro-X казалась каплей в море по сравнению с той «атакой на умы» американцев, которую вел концерн General Motors.

Опубликовать в Фейсбук  Опубликовать в Google plus  Опубликовать в Вконтакте  Добавить в Twitter  Поделиться в Одноклассниках 
Загрузка...

Добавить комментарий

logo
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*
Генерация пароля